LiXiang уходит от «корявых» поставок. Принесет ли бренду официальный статус новые дивиденды?

  • Автор темы Автор темы Li Auto
  • Дата начала Дата начала
Li Auto Дилер.webp

Компания Sinomach Auto, с недавних пор представляющая интересы LiXiang в России, осуществила первые поставки гибридных вседорожников Li Auto на наш рынок и «назначила» более тридцати официальных дилеров. «Китайские автомобили» попросили ведущих игроков и экспертов рынка дать прогноз касательно перспектив работы бренда в официальном статусе.

Почему компания решила работать официально?​

— На самом деле это мультиконтурная история, — заявил Николай ИВАНОВ, директор департамента новых автомобилей компании «Рольф». — Стоит отметить, что у бренда LiXiang уникальная история успеха на нашем рынке. В 2024 году он сумел реализовать 23 тыс. автомобилей. Это очень солидный объем, компания вошла в российский топ-10. И это учитывая, что официально бренд до недавних пор не был представлен в стране, то есть, каждый автомобиль ввозился параллельным импортом.

По словам эксперта, решение получить официальный статус — логичный шаг, цивилизованный подход.

— Другой момент, что ОТТС будет не раньше, чем в октябре, поэтому пока ситуацию можно назвать импульсами к официальному статусу, — отметил Николай Иванов. — На автомобили LiXiang в стране есть хороший спрос и очень хорошая конкурентная среда: премиальных машин у китайских брендов немного, а прижившихся на нашем рынке — еще меньше. Вполне очевидно желание занять эту нишу, тем более, в отсутствии, например, BMW и Mercedes-Benz.

В аналогичном ключе высказался Сергей ПИГОЛКИН, основатель международного автомобильного маркетплейса CarClick:

— LiXiang достаточно быстро стали популярны в России. На них активно пересаживались владельцы постаревших премиальных автомобилей, прежде всего, благодаря соотношению «цена-качество». Монументальный внешний вид, завидные технические характеристики и богатое оснащение перевесили страх и сомнения наших автолюбителей, и они стали заказывать «Лисяны» тысячами. Это заметили китайские компании, уже работающие в России с другими брендами, и вышли с предложением об организации официальных поставок к производителю. Все логично.

***​

Независимый эксперт Александр КОВАЛЕВ, как и его коллеги, полагает, что решение Li Auto выйти на российский рынок официально – шаг абсолютно логичный и даже немного предсказуемый:
– С одной стороны, сыграла роль настойчивая и объёмная обратная связь от покупателей. Россия – один из немногих зарубежных рынков, где крупные, дорогие и технологичные кроссоверы Li Auto зашли практически с ходу. Те же L7 и L9 пользовались стабильным спросом в параллельном импорте, и люди хотели не только купить машину, но и получить официальный сервис, адекватную гарантию, нормальные запчасти и понятное ценообразование. С другой стороны, пример коллег из Chery, Tank, Geely и Haval оказался заразительным. Все увидели, что российский рынок, несмотря на очевидные сложности, даёт объёмы и прибыль. Сейчас быть представленным здесь – принципиальный вопрос для китайского бренда.

Антон ШАПАРИН, вице-президент Национального Автомобильного Союза, заметил, что китайцы увидели, какое количество LiXiang уезжает в Россию, а потому, как он сказал, «давать заработать перекупщикам и перегонщикам нет никакого смысла, лучше открыть прямые поставки и зарабатывать самим». По его словам, «Лисяны» – в отличие от того же Zeekr, уникальное явление, поскольку это гибриды, более пригодные для наших условий. «Машины, в целом, оказались живучими, больших проблем с ними не вылезло», — отметил Антон Шапарин.

Это подтверждают данные «Авито Авто»: в первом квартале 2025-го предложение по гибридам выросло в 3,6 раза, а интерес к ним увеличился на 76%. При этом электромобили стали популярнее только на 18%. Чаще всего россияне интересуются следующим гибридами: Evolute i-Space, Voyah Free, LiXiang L7, LiXiang L9 и LiXiang L6.

Похоронит ли официальный ввоз «параллельные» поставки?​

Как уже сообщалось, Sinomach Auto будет заниматься сертификацией Li Auto для нашего рынка. Планируется сертификация наиболее востребованных моделей, составляющих 97% спроса в России – это L6, L7 и L9. По данным «Автостат», в период с 2022-го по февраль 2025-го на отечественном рынке по линии параллельного импорта реализова 29,6 тыс. автомобилей бренда: L7 – 47% от общего числа, L9 – 40%, L6 – 10%.

— На сегодняшний день самая популярная модель марки — L7, — подтвердил Сергей Пиголкин. — Но мы фиксируем увеличение спроса на вседорожник L6. Думаю, что в ближайшее время он займёт 2 место в модельном ряду, подвинув L9. Дистрибьютор будет внимательно следить за спросом и реагировать на него, в том числе изучая прямые поставки. Другой момент, что в ближайшее время линейка Li Auto в России останется прежней.

Эксперт не видит причины, по которой может прекратиться ввоз автомобилей для личных нужд клиентами из-за рубежа: «В любом случае экономия будет значительной, как минимум от 1 млн рублей и выше. Оба варианта поставок останутся и будут дополнять друг друга».

— Что будет с параллельным импортом – вопрос открытый, — заявил Александр Ковалев. — Думаю, официальный представитель будет всеми силами бороться с альтернативными поставками. И, скорее всего, победит, как это уже было с Geely Monjaro. Те, кто возил машины неофициально, вынуждены будут переключаться на другие, пока не представленные в России бренды. Уверен, что новые модели Li Auto тоже появятся, если не возникнет проблем с продажей текущих.

Противостояние между параллельным импортом и официальными поставками обязательно будет иметь место, считает Николай Иванов:
– Так было, например, с Voyah Free. И выиграет это противоборство тот, кто предложит лучшую цену покупателю. Это главное. И, конечно, какое-то УТП (уникальное торговое предложение — прим. ред.), например, официальную гарантию. Смогут ли они растиражировать это, обернуть, с точки зрения маркетинга и других инструментов, насколько будет сильная дилерская сеть. Совершенно точно это добавит марке популярности. Но вряд ли отразится непосредственно на продажах. В этом году сам рынок хуже. Но силу бренду добавит. Важный фактор, который может сыграть «в плюс» официальным поставкам — большое количество принципиальных людей, которые не готовы покупать автомобиль без официальной гарантии. Они хотят машину, которая официально поставляется в Россию.

По мнению Антона Шапарина, параллельные поставки могут быть похоронены единственным способом – когда китайцы ограничат продажи таких машин у себя:

– Или, как вариант, ограничат их эксплуатацию в России: начнут создавать сложности на уровне «прошивок» и т.п. (притом, что многие проблемы, как мы убедились, россияне способны обойти). «Лисяны», как я понимаю, уже давно «ломаные». Надо понимать: время, когда эти машины приезжали к нам в больших количествах через разного рода «корявые» схемы, заканчивается. Свою решающую роль здесь сыграл утильсбор. Раньше возили через Киргизию, но канал прикрыли, переключились на Беларусь, но этот канал вот-вот прикроют, со всей его льготной растаможкой. То есть привозить будет экономически не выгодно.

Стоит ли ожидать изменения цен?​

Александр Ковалев говорит, что есть категория покупателей, которые принципиально не берут параллельный импорт:
– Им нужна гарантия, ПТС, понятный сервис, кредитные программы, трейд-ин, склад запчастей, дилерские центры и возможность обойтись без «вичатов» и возни с мастер-аккаунтом. Другое дело, приведёт ли это к росту продаж, ведь цены ощутимо вырастут. Параллельный импорт предлагал LiXiang L7 от 6,5 млн рублей (без учёта сомнительных спецпредложений), но машину приходилось ждать, возиться с русификацией, прошивками, аккаунтами, таможней. Официальная версия будет дороже – НДС, утильсбор, сертификация, дилеры, гарантия, налоги, склад. Я бы ожидал стартовую цену в районе 7,5-8 млн рублей за L7 и от 9 млн за L9. Не думаю, что официальный статус позволит серьезно повысить продажи. Более того, считаю, что дистрибьютору стоит сосредоточиться на сервисных и гарантийных программах для автомобилей, которые уже ездят по России.

– Официальный вывод автомобилей на рынок влечёт за собой крупные инвестиции и издержки. Поэтому я не жду низких цен на официально ввозимые автомобили, — прогнозирует Сергей Пиголкин. — Коммерческий утильсбор, затраты на гарантийную поддержку, организация офиса представительства, построение сети дилеров с обучением механиков, склады запчастей — все это будет заложено в цену. Скорее всего, ситуация повторится как с брендом Voyah. Цены в официальных автосалонах будут значительно выше, чем при прямой покупке клиентом автомобиля из-за рубежа.

Антон Шапарин уверен, что продажи марки снизятся, потому что официальные машины будут сильно дороже:
– Опять же, подозреваю, китайцы могут начать «боевые действия» на внутреннем рынке, чтобы автомобили не уезжали сюда. Будут «поддушивать» собственных дилеров на территории Китая. Скорее всего, автомобили у нас подорожают на 800 000 – 1 000 000 рублей. Оно и понятно: склад запчастей создай, складские мощности арендуй, представительство содержи, дилеров найди, зарплаты плати и т.п. Сейчас эти расходы децентрализованы, размазаны по большому количеству мелких игроков. А теперь платить за них будет представительство, и это надо будет закрывать из какого-то источника.

Что нужно учесть LiXiang при выходе на рынок РФ?​

Сергей Пиголкин, в свою очередь, полагает, что официальный выход на российский рынок положительно скажется как на доверии к марке, так и на росте продаж: «Многие сомневаются и откладывают покупку по причине боязни невозможности обслужить эти автомобили в своих регионах. Официальная гарантия и возможность отремонтировать автомобили, купленные ранее или заказываемые клиентами напрямую из Китая, — огромный плюс. В конечном итоге, совокупность официальных и прямых продаж приведёт к ещё большей популярности бренда».

По его мнению, успех продвижения компании на рынке зависит от качественного обслуживания и наличия запасных частей: «Считаю выход на рынок без склада запчастей плохой историей, способной резко испортить мнение о бренде. Надеюсь, дистрибьютер это учтёт».

С ним солидарен Антон Шапарин:
– Склад запчастей обязательно нужен. У нас есть Закон «О защите прав потребителей», в нем указаны максимальные сроки ремонта автомобилей. Откатимся на 10 лет назад, когда в стране только стали появляться первые «китайцы». На Chery Amulet аккуратно резали шов на переднем пассажирском кресле, в итоге расходилось седло, машину сдавали дилеру, тот не мог соблюсти сроки ремонта, и машину через суд возвращали дилеру. Это делали обычно в конце срока гарантии. Таких кейсов много было. Потому что правого седла не было на центральном складе запчастей. Будет ли то же самое, если у бренда не окажется в РФ склада запчастей, — все возможно.

Касательно дилерской сети Антон Шапарин говорит следующее: «Не думаю, что нужно выходить за пределы городов-миллионников. Да, Москва «переварит» не одного дилера Li Auto, но по другим городам – большой вопрос. Нужен ли дилер условно за Уралом? Не уверен. В стране много богатых городов, где имеет какой-то экономический смысл открывать ДЦ. Однако, смею предположить, что заключать дилерские соглашения рванет большое количество тех компаний, которые будут продавать по 2-3-5 машин в месяц, что не будет давать объема. Поначалу компании увидят для себя бизнес-возможности, а потом выяснится, что не так все безоблачно. Сколько мы видели дилерских контрактов по разным маркам, автомобили которых не продаются. В общем, поживем-увидим».

Источник: Китайские автомобили.
 
Назад
Сверху Снизу